19 июня 2013, 00:00
28
21 минута

Прямой телеэфир на ТРК «Сейм» 17.06.2013 врио начальника ГУ МЧС России по Курской области полковника внутренней службыД.Д.Степанова

 Вопросы  прямого телеэфира на ТРК «Сейм»

Дата эфира - 17.06.2013 г.
Начало эфира – 19.00
Длительность эфира – 25 минут
Ведущий – Глеб Парфенцев
Гость – исполняющий обязанности начальника Главного управления МЧС России по Курской области полковник внутренней службы Дмитрий Дмитриевич Степанов

1. Дмитрий Дмитриевич, беседу хотелось бы начать с крупного мероприятия, которое прошло у нас в области – учебно-методических сборов с главными спасателями центрального региона. Их цель – это возможность поделиться опытом. Так что же нового куряне смогли рассказать и показать гостям?

5-6 июня 2013 года в г. Курске состоялся учебно-методический сбор с начальниками Главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации Центрального Федерального округа.
Подобные мероприятия уже стали традиционными. Каждый год руководители главных управлений встречаются на территории одного из регионов Центрального Черноземья.
Цель сбора – обмен опытом и выработка общих подходов в решении вопросов по обеспечению безопасности населения и территорий.
Своих коллег куряне встречали на правах лучшего в стране подразделения МЧС по итогам работы в 2012 году. Среди достижений Курской области не только высокие результаты работы, но и опыт реализации 7 пилотных проектов государственной важности.
5 июня, в частности, участникам был представлен Центр управления в кризисных ситуациях (ЦУКС). Он стал пилотной площадкой для реализации многих проектов. Самый значимый - развитие «Системы-112». На сегодняшний день Курская область является единственным регионом, где «Система-112» функционирует в полном объеме, обслуживает реальный поток вызовов и прошла государственные испытания, последний этап который намечен в конце 2013 года. Данный номер достаточно популярен у курян: растёт доверие – растёт и количество вызовов. Сегодня в службу поступает ежедневно свыше 3000 звонков.
Важное направление работы ЦУКС – мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций. На базе Центра осуществляется несколько видов мониторинга: химический, радиационный, пожарный, космический и другие.
В ЦУКС ежедневно в режиме видеоконференцсвязи проходят оперативные селекторные совещания по подведению итогов оперативной дежурной службы области. Это позволяет более оперативно осуществлять обмен информацией о различного рода происшествиях, а значит, уменьшить сроки реагирования на внештатные ситуации. К примеру, за последние пару лет в 2,5 раза сократилось время реагирования экстренных служб, в 4 раза – служб жизнеобеспечения.
Участникам сбора была представлена системы удаленного мониторинга автоматических установок противопожарной защиты «Сирена МЧС» - разработкой курских специалистов. Сегодня к ней подключены все общеобразовательные школы и учреждения с постоянным пребыванием людей. Организован мониторинг за состоянием работоспособности установок пожарной автоматики более чем на 1300 объектах, что позволяет исключить человеческий фактор и ускорить оказание помощи.
Следующая учебная точка, которую посетили гости области – Управление ГО и ЧС г.Курска, где была представлена единая дежурная диспетчерская служба города, признанная лучшей в стране по итогам деятельности в 2012 году.
Городская ЕДДС уже более 3-х лет функционирует в системе вызова экстренных оперативных служб по единому номеру 112. За 2012 год дежурными сменами было принято от населения и различных служб более 20 тыс. вызовов с заявлениями и жалобами по самым разным вопросам.
Так же начальники Главных управлений посетили Аварийно-спасательную службу региона, где были продемонстрированы подвижный пункт управления Губернатора Курской области и мобильный городок жизнеобеспечения, представлены оперативные группы структур, ответственных за безопасность населения.
Подвижный пункт управления предназначен для обеспечения работы руководителей области, комитетов и служб непосредственно на месте чрезвычайной ситуации. В случае, если необходима временная эвакуация населения из зоны стихийного бедствия, с этой целью разворачивается городок жизнеобеспечения населения. Он оборудован всем необходимым: местами для отдыха, санузлом, имеется водоснабжение, полевая кухня. Такой городок может принять порядка 300 человек.
Решение вопросов антикризисного управления было представлено на примере Золотухинского района. Кстати, это муниципальное образование в прошлом году стало лучшим в ЦФО.
Центральным звеном системы антикризисного управления на территории района, несомненно, является единая дежурно-диспетчерская служба. Только за 2012 год специалисты ЕДДС приняли более 18 тысяч обращений граждан и ни одно обращение не осталось без реагирования. Внедрение «Системы-112» на территории района позволи¬ло уменьшить в 2,5 раза время реагирования на ЧС, пожары и происшествия.
В прошлом году в районе создан ситуационный центр для работы оперативного штаба и комиссии по чрезвычайным ситуациям района.
В целом, на решение вопросов обеспечения безопасности населения на территории района только в 2012 году было освоено более 3 миллионов рублей.
6 июня гости посетили Региональный навигационно-информационный центр (РНИЦ), в числе первых по стране открытого в Курской области на условиях частно-государственного партнерства. Его работа основана на использовании технологии ГЛОНАСС, которая будут применяться в рамках социально-экономического развития региона, а также для обеспечения безопасности на транспорте.

2. Ваша оценка данных сборов. Выполнили все поставленные перед собой цели и задачи? Что сказали коллеги по завершении встречи?

3. Ну и давайте перейдём к будням курских спасателей. 1 июня стартовал купальный сезон. Какая работа была проведена накануне и как складывается обстановка на водоёмах области на сегодняшний день?

В рамках подготовки к купальному сезону 2013, который продлится с 1 июня по 31 августа (распоряжение администрации Курской области № 102-ра от 20.02.2013 г.), года Государственной инспекцией по маломерным судам МЧС России по Курской области технически освидетельствованы и допущены к эксплуатации 56 пляжей в 28 районах и 5 городах Курской области, в 2012 году были допущены к эксплуатации 54 пляжа, в 2009 – 30, это отражает одну закономерность – из года в год активизируется работа по созданию для курян цивилизованных условий отдыха на водоёмах.
К сожалению, многие граждане купаются в необорудованных местах, при этом зачастую находясь в нетрезвом состоянии, нередко такое поведение приводит к несчастным случаям на воде, так в купальном сезоне текущего года на водных объектах Курской области погибло 2 человека, в аналогичном периоде прошлого года – 4 человека, всего с начала года погибло 22 человека, в аналогичном периоде прошлого года – 24 человека. Снижение гибели людей на воде связано в том числе с созданием в 2012 году Курского областной организации Всероссийского общества спасания на водах (ВОСВОД), которым открыт ряд общественных спасательных постов.

Сюжет (рейд ГИМС)

4. В нашем регионе ведётся активная работа по созданию общественных спасательных постов. Насколько они эффективны и чем отличаются от официальных пляжей?

Общественные спасательные посты оборудуются в неорганизованных местах отдыха населения на водных объектах – тех местах, где местное население традиционно купается, а органы местного самоуправления, ответственные за оборудование пляжей по каким-то причинам не могут, а зачастую не хотят, создавать пляж. При этом определяющим критерием для выбора места под общественный спасательный пост является неблагоприятная статистика по гибели в данном месте в прошлые годы. Благодаря, в том числе, деятельности общественных спасательных постов удалось снизить гибель людей на водных объектах в купальном сезоне 2013 года на 50 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

5. А как обстоит работа по созданию общественных спасательных постов в Курской области по сравнению с другими областями Российской Федерации? Будет ли дальше вестись работа в данном направлении?

Деятельность ВОСВОД осуществляется в 73 областях и республиках России из 83 субъектов, общественные спасательные посты организованы на данный момент в 62 областях и республиках, при этом численность общественных спасательных постов в большинстве регионов не превышает 3-4. В Курской области в настоящее время функционирует 6 общественных спасательных постов: 3 – г. Курск (Сейм в районе п. Моква, Сейм в районе урочища Солянка, озеро Стрелецкое), 1- Поныровский район, 1- Кореневский район, 1 – Рыльский район. В 2013 году планируется создание ещё 6 общественных спасательных постов в Курском, Глушковском, Медвенском районах, в городах Курчатов, Льгов, Железногорск.

6. Дмитрий Дмитриевич, лето – это не только старт купального сезона. В самом разгаре – пожароопасный период. Какова обстановка с пожарами, загораниями на территории региона? И всегда ли причиной пожара становятся погодные условия?

На сегодня обстановка с пожарами и загораниями на территории области складывается из следующих показателей.
На территории Курской области зарегистрировано 250 пожаров, (-18,3 %, АППГ- 306), на которых погибло 30 человек (АППГ – 36; -16,67 %), травмировано 15 человек (АППГ – 15; 0,00 %), материальный ущерб от пожаров составил более 7 608 млн. рублей, что на 90,17 % меньше АППГ (77 454 млн. рублей).
По всем основным объектам и причинам пожаров наблюдается снижение показателей.
Рост количества пожаров зафиксирован в Поныровском – 7 (АППГ – 4,+75 ,00 %), Фатежском – 12 (11, +9,9%), Обоянском – 15 (12, +25,0%), Суджанском – 11 (9, +22,22 %), Хомутовском – 6 (3, +100,00%), Октябрьском – 14 (9, +55,56 %), Льговском – 9 (5, +80,00 %) , г. Железногорске – 19 (10, +90,00%) .
Рост количества погибших людей на пожарах отмечается в Золотухинском - 2 (АППГ – 1; +100%), Поныровском – 2 (1,+100 %), Фатежском – 1 (0,+100 %), Беловском – 2 (0,+100%), Курском – 1 (0, +100%), Хомутовском – 1 (0, +100%), Курчатовском – 3 (1, +2 р.), Черемисновском – 1 (0, +100%), Горшеченском – 2 (1, +100%) районах.
Действительно, далеко не всегда причиной пожаров становятся погодные условия. Основными причинами произошедших в 2013 году пожаров явились: нарушение правил устройства и эксплуатации электрооборудования – 69 или 23,6 % от общего количества (АППГ – 77; -10,38%), неосторожное обращение с огнем – 57 или 22,8 % от общего количества (АППГ – 86; -33,72 %), поджоги 8 или 3,2 % (АППГ – 54; - 85,18 %), нарушение Правил устройства и эксплуатации печей – 24 или 9,6 % от общего количества пожаров (АППГ – 29; -17,24 %).
Не благоприятные погодные условия это всего лишь одна из причин способствующих развитию пожара, а причиной в большинстве случаев служит человеческий фактор. Причинами пожаров служат брошенная не затушенная сигарета, оставленный непотушенным или без присмотра костер в лесу и даже брошенное стекло в сухую траву, а также специальные поджоги и палы сухой растительности. Граждане продолжают сжигать мусор, горючие отходы, сухую листву и др. с нарушениями правил пожарной безопасности (ближе 50 м до зданий и сооружений, оставляют костры без присмотра). И это только основные причины пожаров.

7. В случае ухудшения обстановки (повышение температуры, увеличение гибели людей в пожарах) устанавливается особый противопожарный режим. А как меняется режим работы спасателей и, в частности, руководителей на местах в связи с этим?

Понятие «Особый противопожарный режим» установлено Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» и определяет, что это дополнительные требования пожарной безопасности, устанавливаемые органами государственной власти или органами местного самоуправления в случае повышения пожарной опасности на соответствующих территориях.
В первую очередь, законодательством в области пожарной безопасности закреплено, согласно ч. 2 статьи 20.4 КоАП РФ: нарушение требований пожарной безопасности, совершенные в условиях особого противопожарного режима, влекут наложение административного штрафа на граждан, должностных и юридических лиц в двойном размере.
Решение о введении противопожарного режима в пределах одного муниципального образования при возникновении оснований, является полномочием соответствующего органа местного самоуправления и является его обязанностью. Статья 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» определяет полномочия органов местного самоуправления в области пожарной безопасности по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских и сельских населенных пунктов, в том числе и в условиях особого противопожарного режима.
На период действия особого противопожарного режима на соответствующих территориях нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности, в том числе предусматривающие привлечение населения для локализации пожаров вне границ населенных пунктов, запрет на посещение гражданами лесов, принятие дополнительных мер, препятствующих распространению лесных и иных пожаров вне границ населенных пунктов на земли населенных пунктов (увеличение противопожарных разрывов по границам населенных пунктов, создание противопожарных минерализованных полос и подобные меры).
Кроме того, ежедневно в области проводятся рейды во всех населенных пунктах, в которых задействуется более 1000 человек от разных ведомств (МЧС, УМВД, лесничество, МО). Проводятся рейды по лесам и прилегающей к ним территории. Выявляются граждане, нарушающие требования пожарной безопасности, к которым применяются административные санкции. С гражданами проводятся беседы по соблюдению требований пожарной безопасности. За сутки в области инструктируется более 6000 человек.

8. В первых числах июня начались заезды в детские оздоровительные лагеря. Безопасность школьников в этих учреждениях, насколько я знаю, под особым контролем руководителей МЧС России. В чём заключается данный контроль?

В летний период 2013 года на территории Курской области планируется организация работы в 22 детских загородных лагерей (18 из которых подвержены угрозе распространения лесных пожаров) и 282 пришкольных площадок. В 1-ю смену (июнь месяц) планируется заезд в 19 ДОЛ. На сегодня в загородные детские учреждения области уже заехали более 2,5 тысяч детей.
Так как, вопросы обеспечения пожарной безопасности в данных учреждениях находятся на особом контроле, в связи с круглосуточных пребыванием в них детей, Главным управлением МЧС России сейчас и в подготовительный период был организован и проводится следующий комплекс мероприятий.
В подготовительный период были проведены проверки противопожарного состояния 100% ДОЛ области, руководителям объектов было указано на устранение выявленных в ходе проверок нарушений требований пожарной безопасности. Совместно с УМВД по Курской области разработан план комплексной безопасности в ДОЛ. Сотрудниками ТОНД было принято участие в работе комиссий по приемке детских загородных оздоровительных учреждений в сезонную эксплуатацию, при этом подписание актов готовности загородных детских оздоровительных учреждений осуществлялось только после выполнения в полном объеме мероприятиями по их противопожарной защите. В течение следующих суток после дня заезда детей в лагеря с ними и с дежурным персоналом спланировано проведение тренировок по эвакуации в ДОЛ.
Кроме того, Главным управлением МЧС России по Курской области спланирована и проводится следующая работа:
- организована совместно с местными отделениями КОО ВДПО проведения дней пожарной безопасности в детских загородных оздоровительных учреждениях с проведением викторин (конкурсов), демонстрацией пожарной техники в целях обучения правилам пожарной безопасности в быту и популяризации профессии пожарного и спасателя;
- в течение летнего периода 2013 года в детских оздоровительных лагерях, госинспекторами ГИМС спланированы и проводятся профилактические беседы с детьми, проведение занятий с воспитателями лагерей о безопасном нахождении детей на водных объектах.

9. А есть такие лагеря, которые не смогли принять школьников из-за выявленных нарушений? И какие нарушения чаще всего выявляются при проверках?

В целом все ДОЛ области соответствуют предъявленным требованиям пожарной безопасности.
Вместе с тем, в связи с подготовкой необходимых документов и процесса передачи ДОЛ им. А. Гайдара Льговского района в собственность Администрации района от Исправительной колонии №3 УФСИН по Курской области, сейчас данный объект не функционирует, планируемая дата открытия 01.07.2013.
В связи с проведением работ по устранению замечаний, предписанных надзорными органами в ДОЛ «Олимпиец» г. Железногорска, данный объект также планируется к открытию только со второй смены.
В связи с тем, что здания и помещения ДОЛ функционируют преимущественно в летнее время, за период «консервации» в ДОЛ не обслуживаются системы АПС и СОУЭ, данные системы могут прийти в негодное состояние, территория также не обслуживается. В этой связи, при проведении надзорных мероприятий, основными выявленными нарушениями являются: не проведена проверка работоспособности АПС и СОУЭ, установленных в зданиях; не заключен договор на техническое обслуживание систем АПС и СОУЭ; не заключен договор на удаленный мониторинг систем АПС и СОУЭ; помещения не укомплектовано первичными средствами пожаротушения; пожарные щиты не укомплектованы пожарным инвентарем; опашка вокруг территории лагеря не выполнена; территория лагеря не убрана от хвои и сгораемого мусора.

10. Дмитрий Дмитриевич, ну и в завершении нашей беседы напомните зрителям, куда они могут обратиться за помощью или оставить заявление о нарушении правил пожарной безопасности, других социальных проблемах?

В Главном управлении МЧС России по Курской области функционирует «телефон доверия» – 8(4712) 51-00-22. По этому телефону вы можете сообщить о нарушениях пожарной безопасности, задать вопросы, касающиеся защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного, природного, биологического характера.
Кроме того, если вы стали свидетелем или участником ДТП, пожара или другого происшествия, немедленно сообщите о данном факте на телефон «Службы спасения» - 112». Звонки принимаются круглосуточно и бесплатно с городских и мобильных телефонов.
В очередной раз хочется напомнить всем курянам о недопустимость ложных звонков по этому номеру. На каждый ложный звонок с сообщением о происшествии привлекаются несколько оперативных служб: пожарные, полиция, скорая медицинская помощь. Каждый такой выезд обходится примерно в 10 тысяч рублей. Перекрываются подъездные пути, эвакуируют людей, мобилизуют кареты "скорой помощи", полицейские патрули, взрывотехников, кинологов с собаками, отменяют или задерживают рейсы. Кроме того, шалости по телефону отвлекают диспетчеров «Службы спасения-112» от их основной работы, занимают линию. А в этот момент кому-то может быть необходима экстренная помощь пожарных, спасателей, медиков. Ведь в такие моменты счет времени определяется буквально секундами. За подобное деяние законом предусмотрена ответственность: штраф до 200 тысяч рублей и три года лишения свободы. Мера наказания зависит от последствий, к которым привёл ложный вызов. За детей до 14 лет будут нести ответственность их родители. Как правило, число звонков категории «детская шалость» увеличивается в период выходных дней и школьных каникул. Родителям необходимо помнить о том, что за «телефонный терроризм» их несовершеннолетние дети будут поставлены на учет в инспекцию по делам несовершеннолетних. Для того, чтобы избежать такого рода неприятностей, необходимо регулярно проводить разъяснительную роботу о недопустимости подобных действий.


Эта статья полезна?

Контакты

01 или 101
Единый телефон пожарных и спасателей
8 (4712) 52-09-12
Отдел административной работы
8 (4712) 51-00-22
Единый «телефон доверия»
kursk@46.mchs.gov.ru
(для запросов должностных и юридических лиц)