17 апреля 2013, 00:00
28
26 минут

Прямой радиоэфир на ГТРК "ВЕСТИ-24" врио начальника Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Курской области полковника внутренней службы А. Н. Черникова.

Вопросы прямого радиоэфира ГТРК «ВЕСТИ 24» 17.04. 2013 г.
Ведущий – Алла Ермолина
В студии гость – врио начальника Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Курской области полковник внутренней службы Андрей Николаевич Черников.
Курская область пережила мартовские снегопады, паводок. Но спасателям отдыхать некогда: на пороге – пожароопасный период.
       - Андрей Николаевич, как наш регион подготовился к этому сезону? Что сделано и что ещё предстоит сделать?
      В соответствии с распоряжением Администрации Курской области от 20.02.2013 № 103-ра «О проведении комиссионных проверок готовности муниципальных образований Курской области к пожароопасному сезону 2013 года», решением протокола заседания комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Администрации Курской области от 07.02.2013 № 3 и в целях качественной организации и проведения мероприятий, направленных на предупреждения возникновения природных пожаров в период с 12 марта по 08 апреля осуществлена проверка готовности муниципальных образований городов и районов Курской области к пожароопасному сезону 2013 года.       
     Результаты данных проверок показывают, что в ряде муниципальных образований имеются замечания по подготовке к пожароопасному сезону 2013 года, которые необходимо устранить.
- Нет прямых каналов связи на ЕДДС со всеми потенциально-опасными объектами в Глушковском, Железногорском, Рыльском и Суджанском районах.
- Оперативные группы КЧС и ОПБ администраций районов не оснащены средствами УКВ-радиосвязи в Курчатовском, Рыльском и Суджанском районах.
- Не завершена работа по созданию запасов мобильных (перевозимых и переносных) технических средств оповещения населения в Глушковском и Рыльском районах.
- Не завершена работа по регистрации и страхованию в установленном порядке добровольных пожарных, а также обучению специалистов на право тушение лесных пожаров, а также водителей пожарных автомобилей в Глушковском, Железногорском, Золотухинском, Курском, Курчатовском, Рыльском, Пристенском, Обоянском, Суджанском районах.
- Важным вопросом в пожароопасный сезон является создание во всех муниципальных образованиях необходимой группировки сил и средств. И в этом направлении работу стоит признать пока не завершенной.
- Так, на момент проверки, не в полной мере завершена работа по заключению и пролонгации договоров (соглашений) на привлечение техники для тушения лесных пожаров в г. Курске, Глушковском, Железногорском, Курском, Курчатовском, Конышевском, Обоянском, Рыльском, Пристенском районах.
Во всех муниципальных образованиях у арендаторов лесных угодий отсутствуют лицензии на осуществление деятельности по тушению лесных пожаров.
- Практически во всех проверенных муниципальных образованиях имеются недостатки по обеспечению населенных пунктов противопожарным водоснабжением. Проблемные вопросы по данному вопросу имеются в Курском, Железногорском и Пристенском районах. Кроме этого не в соответствии с требованиями выполнены указатели противопожарного водоснабжения в Глушковском, Курчатовском, Курском и Пристенском районах.
- Также, не в полном объеме готовы подразделения комитета лесного хозяйства Курской области, областные государственные унитарные предприятия лесного хозяйства, арендаторы лесных угодий.
- В соответствии с планами тушения лесных пожаров на территории лесных хозяйств, недостаточно создано сил и средств для выполнения задач по тушению лесных пожаров, личный состав не в полной мере обеспечен форменной и боевой одеждой, не в полной мере проведено обучение водительского состава пожарных автомобилей лесных хозяйств (арендаторов лесных угодий) в Глушковском, Горшеченском, Железногорском районах.
- Имеются замечания по соблюдению экологической безопасности, а именно: не завершена работа по оформлению свалок ТБО в муниципальную собственность района и не во всех муниципальных образованиях сельсоветов организован сбор и вывоз ТБО в г. Курск, Курском, Рыльском, Курчатовском, Золотухинском, Суджанском Горшеченском и Пристенском районах. В целом анализ комиссионных проверок показал, что по сравнению с проверками, осуществленными в 2012 году, наметилась положительная тенденция по подготовке муниципальных городов и районов к пожароопасному сезону. В лучшую сторону отмечается – Золотухинский и Горшеченский районы.
- А есть какой-то предварительный прогноз на сезон 2013 года? Каким будет лето в плане пожароопасности?
Долгосрочные прогнозы не всегда правдивы и опираться на них не правильно, ведь погода сегодня не предсказуема. Мы готовимся к наихудшему варианту памятуя о лете 2010 года, когда пожарами была охвачена почти вся территория нашей страны. Надо сказать, что наша область, тогда, пострадала менее всего и здесь не последнюю роль сыграли надзорные органы МЧС России по Курской области. И сегодня мы прорабатываем комплекс профилактических мероприятий направленных на предупреждение пожаров и гибели на них людей, а также на организацию работы в случае ухудшения ситуации. Данные мероприятия предусматривают деятельность в трех основных направлениях: для муниципальных образований, для лесного хозяйства и для заповедника им. Алехина.
1. Муниципальные образования: 1.1. Организационные мероприятия:
1.1.1. Принятие нормативно-правовых актов (постановления (распоряжения) главы администрации муниципального образования города (района)) по подготовке к пожароопасному сезону.
1.1.2. Заседания и решения комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности муниципального города (района) по подготовке к пожароопасному сезону.
1.1.3. Наличие (согласование и утверждение в установленном порядке) плана привлечения сил и средств для тушения лесных пожаров, организация взаимодействия с силами и средствами, привлекаемыми на ликвидацию ЧС, связанных по предупреждению и ликвидации лесных пожаров.
1.1.4. Наличие схем оповещения и алгоритмов действий членов комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности муниципального города (района), выездных оперативных групп и обеспечение их готовности к выполнению поставленных задач при наступлении пожароопасного сезона.
1.1.5. Приобретение для дежурно-диспетчерских служб комплектов видеоконференцсвязи и организация передачи данных для организации взаимодействия с оперативным штабом по ликвидации чрезвычайных ситуаций Курской области.
1.1.6. Наличие договоров (соглашений) на тушение лесных пожаров между главами муниципальных образований (лесопользователями, противопожарными подразделениями, авиационными подразделениями) для организации разведки, пиротехническими подразделениями для устройства минерализованных полос, с предприятиями и организациями на выделение инженерной техники и её доставку к местам пожаров, на поставку ГСМ и организацию питания людей в районе тушения природных пожаров.
1.1.7. Отработка и корректировка паспортов территорий, с учетом возможных рисков возникновения и распространения природных пожаров (особое внимание на населенные пункты, оздоровительные учреждения, объекты экономики, прилегающие к лесам).
1.1.8. Организация обеспечения пожарной безопасности населенных пунктов, оздоровительных и лечебных учреждений, объектов, дачных поселков, находящихся вблизи лесных массивов, организация защиты населения, проживающего в населённых пунктах, прилегающих к лесным массивам, оповещение населения, проживающего в населённых пунктах, вблизи лесных массивов о возникновении лесных пожаров: наименование, количество жилых домов (зданий и сооружений), численность проживающих (отдыхающих, персонала), наличие связи, наличие помещений для размещения эвакуируемых людей, наличие источников противопожарного водоснабжения и подъездных путей к ним: гидрантов, из них неисправно; водонапорных башен, из них оборудованы устройствами для забора воды; естественных водоемов, из них оборудовано пирсами для забора воды; искусственных водоемов, из них оборудовано пирсами для забора воды (площадками с твердым покрытием).
 1.2. Практические мероприятия (с указанием количественной составляющей на момент проверки и планируемой на весь сезон):
1.2.1. Создание систем противопожарных разрывов, минерализованных полос, разрывов, канав, опашек, их качество и уход за ними.
1.2.2. Укомплектованность формирований, привлекаемых на ликвидацию лесных пожаров, необходимым оборудованием и имуществом для ведения аварийно-спасательных работ: техника: пожарные автомобили, приспособленная для тушения пожаров техника, мотопомпы, легковые автомобили (оперативно-служебные), грузовые автомобили, экскаваторы, бульдозеры, трактор с плугом, другая техника; инструмент (оборудование): лопаты, грабли, метла, топоры, багры, бензопилы, ранцевые лесные огнетушители, ранцевые опрыскиватели, «хлопушки», средства связи, иной инструмент (оборудование).
1.2.3. Укомплектованность подразделений ДПО, привлекаемых для защиты населенных пунктов, оздоровительных и лечебных учреждений, объектов, дачных поселков, находящихся вблизи лесных массивов от лесных пожаров, необходимым оборудованием и имуществом для ведения аварийно-спасательных работ: техника: пожарные автомобили, приспособленная для тушения пожаров техника, мотопомпы, легковые автомобили (оперативно-служебные), грузовые автомобили, экскаваторы, бульдозеры, трактор с плугом, другая техника; инструмент (оборудование): лопаты, грабли, метла, топоры, багры, бензопилы, ранцевые лесные огнетушители, ранцевые опрыскиватели, «хлопушки», средства связи, иной инструмент (оборудование). 1.2.4. Проведение подготовки, обучения и страхования личного состава, входящего в формирования, привлекаемые на ликвидацию лесных пожаров, к действиям по предназначению.
1.2.5. Опубликование в СМИ материалов по пожароопасному сезону.
1.2.6. Применение должностными лицами органа местного самоуправления своих полномочий, в части применения ст. 63 закона Курской области № 1-ЗКО «Об административных правонарушениях в Курской области».
1.2.7. Наличие, реализация на период проверки и создание резерва запасов материально-технических и финансовых средств: финансовые средства (реализация на период проверки), материальные средства, запасы ГСМ, пенообразователь.
2. Подразделения комитета лесного хозяйства Курской области:
2.1. Организационные мероприятия
2.1.1. Наличие диспетчерской службы, организация системы связи, оповещения, сбора и приведения в готовность, а также обмен информацией об обстановке с лесными пожарами, складывающейся в лесных массивах.
2.1.2. Согласование с органами власти разрешений на проведение ранней весной и поздней осенью контролируемого выжигания напочвенного покрова в целях предупреждения возникновения и распространения лесных пожаров в районах, подверженных возникновению ранне-весенних лесных и других пожаров.
2.1.3. Организация профилактической разъяснительной работы с населением по вопросам соблюдения правил пожарной безопасности в лесах, с разъяснением ответственности за их нарушение, а также обеспечение регулярного информирования населения о складывающейся лесопожарной обстановке и его действиях при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с лесоторфяными пожарами.
2.2. Практические мероприятия (с указанием количественной составляющей на момент проверки и планируемой на весь сезон):
.2.1. Создание систем противопожарных разрывов, минерализованных полос, канав, опашек, их качество и уход за ними, проведение очистки лесосек и лесных просек от порубочных остатков, разработка и вывоз горельников сухостоя и ветровала. 2.2.2. Устройство пожарно-наблюдательных пунктов, вышек и мачт, а также временных посадочных площадок для вертолетов и учет естественных площадок, пригодных для посадки вертолета.
2.2.3. Наличие пунктов сосредоточения пожарного инвентаря.
2.2.4. Организация и осуществление патрулирования лесных массивов: маршруты; личный состав; техника; средства связи. 2.2.5. Создание мобильных отрядов для тушения лесных пожаров: техника: пожарные автомобили, приспособленная для тушения пожаров техника, мотопомпы, легковые автомобили (оперативно-служебные), грузовые автомобили, экскаваторы, бульдозеры, трактор с плугом, другая техника; инструмент (оборудование): лопаты, грабли, метла, топоры, багры, бензопилы, ранцевые лесные огнетушители, ранцевые опрыскиватели, «хлопушки», средства связи, иной инструмент (оборудование). 2.2.6. Проведение подготовки и обучения личного состава, входящего в формирования, привлекаемые на ликвидацию лесных пожаров, к действиям по предназначению.
2.2.7. Изготовление и установка средств наглядной агитации, предупредительных знаков, шлагбаумов, аншлагов.
2.2.8. Обеспечение искрогасителями всей техники, участвующей в лесоразработках, создание резерва искрогасителей для техники, предназначенной для тушения лесоторфяных пожаров.
2.2.9. Наличие, реализация на период проверки и создание резерва запасов материально-технических и финансовых средств: финансовые средства (реализация на период проверки), материальные средства, запасы ГСМ, пенообразователь.
2.3. Результаты проверки: «готово к выполнению задач»; «ограниченно готово к выполнению задач»; «не готово к выполнению задач».
3. ОГУП, САУ КО «Лесопожарный центр», подразделения ФГБУ «Центрально-Черноземный государственный заповедник имени профессора В.В. Алёхина», арендаторы лесных угодий:
3.1. Организационные мероприятия:
3.1.1. Наличие диспетчерской службы, организация системы связи, оповещения, сбора и приведения в готовность, а также обмен информацией об обстановке с лесными пожарами, складывающейся в лесных массивах.
3.2. Практические мероприятия (с указанием количественной составляющей на момент проверки и планируемой на весь период):
3.2.1. Создание систем противопожарных разрывов, минерализованных полос, канав, опашек, их качество и уход за ними, проведение очистки лесосек и лесных просек от порубочных остатков, разработка и вывоз горельников сухостоя и ветровала. 3.2.2. Устройство пожарно-наблюдательных пунктов, вышек и мачт, а также временных посадочных площадок для вертолетов и учет естественных площадок, пригодных для посадки вертолета.
3.2.3. Наличие пунктов сосредоточения пожарного инвентаря.
3.2.4. Организация и осуществление патрулирования лесных массивов: маршруты; личный состав; техника; средства связи. 3.2.5. Создание мобильных отрядов для тушения лесных пожаров: техника: пожарные автомобили, приспособленная для тушения пожаров техника, мотопомпы, легковые автомобили (оперативно-служебные), грузовые автомобили, экскаваторы, бульдозеры, трактор с плугом, другая техника; инструмент (оборудование): лопаты, грабли, метла, топоры, багры, бензопилы, ранцевые лесные огнетушители, ранцевые опрыскиватели, «хлопушки», средства связи, иной инструмент (оборудование). 3.2.6. Проведение подготовки и обучения личного состава, входящего в формирования, привлекаемые на ликвидацию лесных пожаров, к действиям по предназначению.
3.2.7. Изготовление и установка средств наглядной агитации, предупредительных знаков, шлагбаумов, аншлагов.
3.2.8. Обеспечение искрогасителями всей техники, участвующей в лесоразработках, создание резерва искрогасителей для техники, предназначенной для тушения лесоторфяных пожаров. Наличие, реализация на период проверки и создание резерва запасов материально-технических и финансовых средств: финансовые средства (реализация на период проверки), материальные средства, запасы ГСМ, пенообразователь.
- Можно смело сказать, что часто пожары возникают не столько от каких-то природных факторов, сколько от человеческих?
Не благоприятные погодные условия это всего лишь одна из причин способствующих развитию пожара, а причиной в большинстве случаев служит человеческий фактор. Причинами пожаров служат брошенная не затушенная сигарета, оставленный непотушенным или без присмотра костер в лесу и даже брошенное стекло в сухую траву, а также специальные поджоги и палы сухой растительности.
Граждане продолжают сжигать мусор, горючие отходы, сухую листву и др. с нарушениями правил пожарной безопасности (ближе 50 м до зданий и сооружений, оставляют костры без присмотра). И это только основные причины пожаров.
В первую очередь это связано с низкой культурой понимания гражданами вопросов связанных с пожарной безопасностью. Люди по прежнему надеются на «авось», не всех еще научил опыт последних лет когда загорались жилые дома от костра, который горелее в 100 м от построек.
Помимо этого, ситуацию осложняет тот факт, что на территории области отсутствуют специализированные места для переработки горючих отходов.
- Каким образом ваши сотрудники - инспекторы надзорной деятельности – работают на местах, в районах?
На сотрудников надзорных органов МЧС легла обязанность контролировать исполнение мероприятий о которых мы говорили выше. Помимо этого инспектора проводят широкую пропаганду пожаробезопасного поведения среди населения проводя сходы граждан, подворовые обходы, распространяя памятки делая акцент на граждан относящихся к группе риска (одинокие престарелые и злоупотребляющие спиртными напитками граждане). Штрафы, к сожалению, продолжают оставаться основной сдерживающей силой от нарушений требований пожарной безопасности.
- С недавних пор в СМИ всё чаще мелькает такое понятие как «термоточка». И уже несколько их десятков было зарегистрировано в и в нашей области. Что это за «термоточки»?
Фактически это космические снимки территорий Российской Федерации, на которых возникли и действуют природные пожары. С 5 апреля 2011 года на Интернет-портале МЧС России размещаются космические снимки территорий Российской Федерации, отражающие пожароопасную обстановку. Снимки обновляются ежедневно. На спутниковых снимках отмечены все термоточки, включая контролируемые профилактические отжиги сельхозугодий, несанкционированные палы сухой травы, костры, горение мусора и т.д.
Термические точки – тепловые аномалии, выявленные по результатам космической съемки после проведения тематической обработки первичных данных наблюдения поверхности Земли космическими средствами, оснащенными различными видами съемочной аппаратуры (данные ДЗЗ). На спутниковой карте из-за плохой видимости или туманности также могут быть отмечены и ложные термоточки. Информация, полученная со спутниковых снимков, обрабатывается и расшифровывается специалистами в течение суток. Данное нововведение позволяет оперативно и своевременно реагировать на возникшие природные пожары, что в свою очередь минимизирует ущерб как человеку, так и окружающей среде.
- Что касается палов травы и мусора – есть ли наказание за такие самовольные поджоги?
За поджоги и несанкционированные палы действующим законодательством предусмотрена административная. Так частью 1 статьи 20.4. КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за сжигание отходов и тары в местах, находящихся на расстоянии менее 50 метров от объектов:
- влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей;
на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей;
на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей;
Те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима (часть 2), - влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и уничтожение или повреждение чужого имущества либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью человека (часть 6) - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей;
на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей;
на юридических лиц - от трехсот пятидесяти тысяч до четырехсот тысяч рублей. Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и причинение тяжкого вреда здоровью человека или смерть человека (часть 6.1.), - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Кроме того статьей 63 (Сжигание сухой травы) Закона Курской области от 04.01.2003 № 1 – ЗКО предусмотрена административная ответственность. Сжигание сухой травы на лугах, в лесополосах, в оврагах, на обочинах дорог, около зданий животноводческих и птицеводческих ферм, стоговищ и других продуктов искусственного и естественного процесса растениеводства - - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
За нарушение данной статьи дела об административных правонарушениях возбуждают должностные лица органов местного самоуправления. Рассматривают данную категорию административных дел – административные комиссии. Кроме того, в зависимости от наступивших последствий предусмотрена уголовная ответственность. Так часть 2 статья 167 Уголовного Кодекса (умышленные уничтожение или повреждение имущества) предусматривает уголовную ответственность.
Умышленные уничтожение или повреждение чужого, совершенные из хулиганских побуждений, путем поджога, взрыва или иным общеопасным способом либо повлекшие по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, - наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок. Статья 168 Уголовного Кодекса (уничтожение или повреждение имущества по неосторожности) Уничтожение или повреждение чужого имущества в крупном размере, совершенные путем неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности, - наказываются штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо ограничением свободы на срок до одного года, либо принудительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на тот же срок.
- А уже кого-то наказали?
Да. Буквально за несколько дней 11 курян (10 физических лиц и 1 должностное лицо) были привлечены к административной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности. Граждане - за разведение костров вблизи жилых строений, должностное лицо – глава одного из сельских советов Курского района – за несанкционированный пал сухой травы на территории муниципалитета.
- Если вспомнить прошлые годы, отношение курян, и в частности муниципальных руководителей, к пожарной безопасности становится более ответственным?
До, конечно же сдвиги в данном направлении есть и особенно это касается руководителей муниципальных образований, которые более щепетильно стали относиться к пожарной безопасности. К сожалению еще остается ряд мероприятий требующих выполнения, о них мы говорили выше, но это скорей не из-за отсутствия желания выполнить из, а из-за отсутствия возможности, поскольку соблюдение, ровно как и выполнение требований пожарной безопасности из года в год все более затратно в финансовом плане.
- Андрей Николаевич, ну и на последок расскажите куда куряне могут обратиться за помощью или сообщить о нарушениях в области пожарной безопасности?
По всем вопросам обеспечения жизнедеятельности или неправомерным действиям сотрудников МЧС граждане области могут обращаться в Главное управление МЧС России по Курской области по единому номеру вызова экстренных служб – 112 или по «телефону доверия» - 51-00-22. А также в управление надзорной деятельности по телефону 78-77-20.


Эта статья полезна?

Контакты

01 или 101
Единый телефон пожарных и спасателей
8 (4712) 52-09-12
Отдел административной работы
8 (4712) 51-00-22
Единый «телефон доверия»
kursk@46.mchs.gov.ru
(для запросов должностных и юридических лиц)