31 января 2012, 00:00
18
11 минут

Интервью с заместителем начальника ГУ МЧС России по Курской области (по антикризисному управлению) полковником Геннадием Николаевичем Чебуниным

Сегодня у нас в студии заместитель начальника ГУ МЧС России по Курской области (по антикризисному управлению) полковник Геннадий Николаевич Чебунин. 1. Геннадий Николаевич, понятие «антикризисное управление» появилось у нас сравнительно недавно, но уже сейчас почти все куряне знают о том, что основная его цель – оказание помощи людям, управление различными чрезвычайными ситуациями. Как, по-вашему, на сегодняшнем этапе область справляется с этой задачей. Действительно, основная цель системы антикризисного управления – оказание помощи людям, управление различного рода чрезвычайными ситуациями. Система молодая, Курская область в этом направлении также является пилотной, иногда приходится учиться на своих ошибках. Но, без сомнения, сейчас очевидно то, что оперативно и грамотно предупреждать и ликвидировать как внештатные, так и чрезвычайные ситуации мы научились. 2. Геннадий Николаевич, вообще с нашей системой антикризисного управления знакомятся все первые лица Государства, посещающие Курскую область. Однозначна ли их оценка работы курян или имеются замечания? Регулярно Центр управления в кризисных ситуациях посещают первые лица страны, представители соседних государств. Их цель – знакомство с работой Центра, системой 112 и другими пилотными проектами, развивающимися на территории Курской области. Это Эра-ГЛОНАСС, Альфа-Безопасность, Надзор-МЧС, система СМС-оповещения. Однозначно можно сказать, что результаты работы курян впечатляют всех без исключения. К примеру, замминистра Украины Виталий Бут знакомился с Системой – 112 с тем, чтобы, может быть, по нашему образцу начать развивать свою систему. Он отметил, что 112 в Курской области работает для людей, и это самое главное. 3. Одной из важных составляющих системы антикризисного управления в целом является Центр управления в кризисных ситуациях. Каковы его основные задачи? Сегодня на Центр управления в кризисных ситуациях (ЦУКС) возлагается много важных задач. Прежде всего - это координация действий экстренных оперативных служб при реагировании на чрезвычайные ситуации. Для всех очевиден тот факт, что часто на месте беды работают сразу несколько служб (спасатели и пожарные, милиция и скорая помощь, энергетики и газовики). И тогда требуется полностью владеть обстановкой: сколько и каких подразделений на месте, требуются ли дополнительные силы. Важно, к примеру, знать, куда увозят пострадавших. Информация по этим и другим вопросам и должна поступать в один центр - Центр управления в кризисных ситуация МЧС. Кроме обозначенного направления ЦУКС занимается сегодня пожарным, химическим, радиационным мониторингом, мониторингом ситуации на водных объектах. К курянам уже не однажды приезжали за опытом. На базе ЦУКСа ежегодно проходят учебно-методические сборы с коллегами из других областей и представителями из других Министерств. А в том году представители Центра были участниками форума «Информационное общество» под патронажем Президента РФ и научно-практического салона «Комплексная безопасность». Не менее важный момент - на курской базе МЧС Министерство связи и другие министерства отрабатывают варианты так называемых «технологий завтрашнего дня» для дальнейшего их тиражирования на территории РФ. С ЦУКСом неразрывно связан и процесс создания в нашей области Системы вызова экстренных служб через единый номер «112». Сегодня «Система-112» функционирует в 25 муниципальных образованиях и обеспечивает доступ к экстренным оперативным службам для 1,1 млн. чел. (95% населения области). Ежедневно принимает свыше 2 тыс. звонков. 4. Геннадий Николаевич, как мне известно, буквально каждая внештатная ситуация с момента происшествия берётся на контроль. Всегда ли вовремя удаётся с ними справиться или бывают исключения из правил? Информация практически о всех происшествиях поступает на номер «112». Люди уже убедились в том, что система 112 обеспечивает оперативное и качественное реагирование в любой ситуации. В зависимости от характера происшествия к его ликвидации привлекаются необходимые службы. К примеру, в январе на территории области, в Рыльском районе произошла ЧС- крупное ДТП с 5 погибшими. К месту аварии были направлены полиция, скорая помощь, спасатели, пожарные. Оперативно был организован телефон горячей линии для родственников пострадавших, организовано оповещение населения. Я не могу вспомнить случаев, когда бы ситуация вышла из-под контроля. Да что там, с начала года мы имеем только одну ЧС. А это – лучший показатель работы. 5. Важным звеном системы антикризисного управления являются диспетчеры. Как организовано их обучение и какие требования предъявляются к тем, кто хочет стать диспетчером? К дежурно-диспетчерскому персоналу Системы-112 предъявляются высокие квалификационные требования. Подготовкой специалистов Системы-112 занимается Учебно-методический центр ГОЧС Курской области, где создана современная учебно-материальная база. Разработана и утверждена Программа профессиональной подготовки и дополнительного профессионального образования персонала дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований и экстренных оперативных служб. Проведено обучение диспетчерского персонала ЕДДС и ДДС МУО, АСС Курской области, центра психологической помощи, служб жизнеобеспечения: водоканала, электрических и тепловых сетей г. Курска. Более восьмиста человек прошли обучение. Необходимые знания получены, постепенно приобретаются опыт и квалификация. На должность оператора дежурной смены, назначается лицо, обладающее следующими личными качествами, знаниями и навыками: Личные качества: • стрессоустойчивость; • клиентоориентированность; • ориентация на результат; • гибкость и адаптивность • высокая организованность; • ответственность; • исполнительность; • обучаемость. 6. Сегодня система антикризисного управления развивается и в районах. Но для достойного обеспечения жизнедеятельности населения необходима непрерывная и качественная работа. Существенно повысился спрос с руководства муниципалитетов. На местах справляются? Общество развивается, необходимы новые, более современные способы обеспечения жизнедеятельности населения. Действительно, сегодня с руководителей муниципалитетов очень большой спрос по всем направлениям. Могу сказать, что жёсткий спрос приносит положительные результаты, и нам удаётся добиться того, что система антикризисного управления развивается на должном уровне не только в областном центре, но и в районах. 7. Геннадий Николаевич, в последнее время очень много говорят об электронных паспортах безопасности населённых пунктов, опасных объектов. Поясните, что это такое и для чего же они всё-таки нужны? 8. На базе Центра управления в кризисных ситуациях развиваются различные системы мониторинга. Уже сегодня мы можем контролировать паводковую обстановку, ситуацию с пожарами. Что – то ещё планируется проработать в этом направлении? В этом направлении проводится большая работа. Пожарный мониторинг и мониторинг паводковой обстановки уже доказали свою значимость. В этом году мы внедряем химический и радиационный мониторинг. Отдельным пунктом хочу отметить мониторинг тепловых сетей. 9. Раз уж мы коснулись вопроса мониторинга тепловых сетей, нашим телезрителям было бы интересно узнать, к отопительному сезону область готова? В прошлом году в регионе было зарегистрировано несколько инцидентов, связанных с порывами тепло и электросетей, и не всегда внештатные ситуации удавалось ликвидировать оперативно и качественно. Сегодня в области более 100 километров ветхих сетей, которые являются потенциальной угрозой отопительному периоду. Подготовка к отопительному периоду 2011-2012 годов началась сразу же по завершении отопительного сезона прошлого года. С 26 мая функционирует областной штаб по контролю за подготовкой к зиме. Пока выделено и освоено 330 миллионов рублей, всего же предусмотрено более 1 миллиарда. Проведены испытания тепловых сетей. Завершена подготовка 5 тысяч многоквартирных домов из имеющихся 17 тысяч. 10. Геннадий Николаевич, на территории Курской области часто (особенно при неблагоприятных погодных явлениях) наблюдаются обрывы линий электропередач. Как, по-вашему, почему это происходит и что делается с целью недопущения подобных происшествий? Основными причинами аварий назывались износ оборудования, неопределённость с собственниками, а также нависание над проводами деревьев. Здесь необходима работа на местах. В этом году мы контролируем эту работу особенно жёстко. 11. Сегодня в области создан Центр медицины катастроф. Оправдал ли он доверие, которое возлагали на него? Медицинская помощь стала оперативнее и качественнее приходить к людям? С 2009 года в Курской области успешно функционирует Центр медицины катастроф. Он обеспечивает круглосуточное и непрерывное управление силами и средствами службы «03». Уже сегодня я могу отметить, что помощь стала более оперативной, качественной. 12. Геннадий Николаевич, хотелось бы узнать, благодаря успешной работе в области системы антикризисного управления, насколько удалось сократить время реагирования на ЧС и уменьшить показатели гибели людей? В течение 2010 года удалось добиться: уменьшения среднего времени реагирования оперативных служб при происшествиях на 7 минут; снижение количества гибели людей на 5 %; снижение количества пострадавшего населения на 5 %; снижение экономического ущерба на 2 %; увеличение количества спасенного на воде населения на 7 %; повышение эффективности системы безопасности людей на водных объектах на 5%. 13. Геннадий Николаевич, Вам по долгу службы постоянно приходится сталкиваться с трагедиями, происшествиями, чрезвычайными ситуациями. После этого жить не страшно? Происшествия были и будут всегда. Одни причастны к ним чуть больше, другие – поменьше, а по вине третьих они и вовсе возникают. Должны же быть те, кто их устраняет. Страшно скорее становится иногда от людского безрассудства и халатного отношения к своей жизни и безопасности окружающих людей.

Эта статья полезна?
0% посетителей считают статью полезной

Контакты

01 или 101
Единый телефон пожарных и спасателей
8 (4712) 52-09-12
Отдел административной работы
8 (4712) 51-00-22
Единый «телефон доверия»
kursk@46.mchs.gov.ru
(для запросов должностных и юридических лиц)